«Кровать не по фэн-шую»: почему квартиры с отделкой не становятся массовым продуктом

Несмотря на устойчивый спрос на квартиры с отделкой, большинство российских застройщиков по-прежнему предпочитают продавать «кирпич и бетон». Какие факторы мешают девелоперам сдавать дома с готовым ремонтом и почему принудительное регулирование не приведет ни к чему хорошему, обсудили накануне участники круглого стола «Квартиры с отделкой - нужно ли менять законодательство?».

Невзирая на стагнацию в экономике и падение спроса, девелоперы продолжают выводить на рынок новые проекты. По прогнозам экспертов, в ближайшие два года объем выставленного на продажу жилья увеличится еще на 30 - 35%. В ситуации повышенной конкуренции застройщикам придется по-новому взглянуть на предлагаемый продукт, переосмыслив привычные стратегии.

«Отделка, которая сегодня занимает лишь 13% рынка, - способ повысить ликвидность», - полагает руководитель отдела жилой недвижимости Департамента консалтинга, аналитики и исследований Blackwood Антон Северьянов. По его словам, преимущества такой стратегии - в большом потенциале рынка, возможности включить затраты на отделку в стоимость кредита и привлечь покупателя со вторичного рынка. «Кроме того, в такие квартиры можно въехать и сразу жить», - добавил эксперт.

Впрочем, при всех преимуществах формата, подстегнуть спрос на жилье с ремонтом от застройщика оказывается не так просто. По мнению вице-президента и ответственного секретаря Российского Союза инженеров Константина Ковалева, «бум» на рынке новостроек, достигший пика в конце прошлого года, связан вовсе не с тем, что люди вдруг захотели улучшить жилищные условия. У людей появилось страстное желание перевести свои вложения из рублей в квадратные метры, отметил Ковалев, и одним из условий такой конвертации стала именно «недоделанность» квартир.

«Мы продавали строящееся жилье с отделкой в разных городах России. Сначала объем таких проектов у нас составлял 70%, потом - 50% и постепенно он сокращается, как кусочек льда», - поделился опытом вице-президент и глава комитета по строительству общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Николай Остарков. «У нас есть один продукт - квадратные метры. Продукта «отделка» не существует», - объяснил предприниматель, добавив, что улучшить положение дел могут такие механизмы, как, например, отделка в кредит или частичная отделка.

Однако главной проблемой, по мнению участников дискуссии, остается менталитет российского покупателя. «Наш потребитель настроен так: его обманут, но не сильно», - считает генеральный директор сети апарт-отелей YE’S (входит в ГК «Пионер») Александр Погодин. Проекты группы включают в себя, в том числе, квартиры с отделкой, но спрос на них невысок. «Если мы предложим за одни и те же деньги вариант с отделкой и без отделки, то люди выберут второй», - заключил Погодин. Кроме того, добавляется традиционное российское «розетки опять не там, кровать стоит не по фэн-шую», жаловались участники дискуссии.

Впрочем, имеются на рынке и противоположные мнения. Говоря о перспективах формата готового жилья, председатель правления инвестиционно-девелоперского холдинга «Группа Родина» Владимир Щекинпривел в пример компанию «Самолет Девелопмент», которая, по его словам, ежемесячно продает 20 тысяч «квадратов» с отделкой в Люберцах.

«Первая проблема заключается в том, что девелоперы не умеют управлять процессом отделки. Вторая - в юридических страхах: как мы будем это все сдавать?», - подвел итог руководитель архитектурной мастерской «Мезонпроект» Илья Машков. Исправить ситуацию, с его точки зрения, можно с помощью законодательных инициатив, которые ввели бы понятие «отделки» в нормативную базу. «Все попытки принудительного регулирования ничем хорошим не заканчиваются, - парировал Щекин. - Если законодательство обяжет платить дополнительно 10 тысяч рублей за отделку, то это ляжет на потребителя. А он не готов это платить».